Бернини был автором нескольких фундаментальных для развития архитектуры барокко сооружений.
Например, храм Сант-Андреа-аль-Квиринале. План храма не имеет ни одной прямой линии.
Однако, это сооружение, отличается ритмической согласованностью всех композиционных слагаемых, всех архитектурных форм, отличается редкой уравновешенностью целого. Это говорит о том, что в рамках барочной системы Бернини тяготел не к ее крайностям, а к решениям более гармонического характера.
Другая постройка Бернини трехэтажное палаццо Одескальки интересно тем, что здесь отсутствует акцентировка центра, но зато использован другой выразительный прием: вместо обычного поэтажного членения впервые в архитектуре частных дворцов использован большой ордер. Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства. Этот прием получил впоследствии широкое распространение в европейской дворцовой архитектуре, став олицетворением парадной торжественности.
В 1665 году Бернини ездил в Париж для работы над проектом фасада Лувра по приглашению Людовика XIV
В итоге «барочный Лувр» не мог стать реальностью, так как проект Бернини встретил упорную оппозицию в среде французских архитекторов.
Бернини получал множество хвалебных писем с просьбами создать скульптуры и портреты из мрамора от королей, известных личностей со всей Европы, кардипалов (Ришелье и Мазарини) и римских пап.
Первый эскиз композиции Фонтана Четырёх рек
выполнил вечный противник и конкурсент Бернини - Франческо Борромини, ему же принадлежит идея установки в центре фонтана обелиска и аллегорических фигур четырёх рек. В 1629 году был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
О колоннаде собора сам Бернини говорил, что она «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя.