Франческо Борромини
(1599—1667)
Ораторио деи Филиппини в Риме — здание для молитвенных собраний общины Св. Филиппа Нери. Здание построено в 1637 году.
Франческо Борромини (настоящее име Франческо Кастелли) — итальянский архитектор, работавший в Риме.
Наиболее радикальный представитель зрелого римского барокко.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации.

Архитектор вполне сознательно формировал напряжённое пространство вокруг своих построек. Окружности он неизменно предпочитал эллипс. Прямой линии и плоскости — изгиб. Он терзал поверхности стен с одержимостью живописца, ищущего на полотне нужный оттенок, разламывал линии, создавал тончайший и часто прихотливый узор декора.

Например, фасад его церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане имеет форму самую фрагментарную, прерывистую, антимонументальную, что радикально отличается от работ Бернини.

В Оратории Филиппо Нери поверхность фасада слегка вогнута, пилястры поставлены под углом и при одном и том же освещении всегда смотрятся по-разному. Все конструктивные части здания ничего не несут, иногда, напротив, противоречат своей функции.
Борромини всегда предлагал самые необычные, экспрессивные решения и мало кто мог догадаться, что за его идеями кроется глубокое увлечение математикой и геометрией. Он выстраивал свои замысловатые композиции не на основе классических пропорциональных модулей, а использовал геометрические фигуры, придавая им символическое значение. Борромини был «конструктивно мыслящим скульптором зданий».

Борромини предпочитал мрамору кирпич, штукатурку, гипс. Материалы дешевые, но податливые, не имели никаких особенных достоинств, но становились драгоценными в заботливых руках художника.

На протяжении всей жизни соперничал со своим более успешным современником - архитектором Бернини. Над некоторыми проектами они работали вместе, некоторые сознательно противопоставляли друг другу.

Характер у Борромини был резкий, прямой и неистовый. В состоянии глубокого внутреннего кризиса он покончил с собой 3 августа 1667 года.
Вошел в историю, как главный соперник Бернини в области архитектуры.
Новации Борромини оказали особенно значительное влияние на архитектуру стран Северной Европы, на австрийское, чешское и немецкое барокко.
Свои взгляды Борромини изложил в книге «Опус об архитектуре» (Opus Architectonicum, 1559—1667). Книга была опубликована только в 1735 году.
Чем знаменит:
Характерные черты, новаторские идеи:
Интересные факты:
Основные работы:
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сан Карлино — церковь св. Карла у четырёх фонтанов», выдающийся памятник архитектуры римского барокко. Построена в 16381677 годы.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Церковь Сант-Иво алла Сапиенцакатолический храм в Риме, шедевр римского барокко XVII века, яркое и отточенное творение одна из признанных вершин мастерства Борромини. Церковь расположена востоку от площади Навона.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона — титулярная церковь на площади Навона. Выдающийся памятник архитектуры римского барокко.
Построена в 16521672 годы.
Архитекторы Райнальди, Карло и Франческо Борромини.

Лестница в Палаццо Барберини.
В строительстве дворца в 16271633 гг. участвовали трое зодчих — Карло Мадерна, Франческо Борромини Лоренцо Бернини. По своему облику дворец ближе к маньеризму, чем к барокко.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Сант-Андреа-делле-Фратте — базилика в Риме, построеннная ещё в 1192 году, позднее несколько раз перестроена.
В 1653 году над церковью работал Франческо Борромини (апсида, колокольня, купол), после его смерти работу продолжил Маттиа де Росси.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/