Франческо Бартоломео Растрелли
(1700—1771)
Смольный собор
Строительство (17481835 годы)
сначала велось с небывалым размахом, финансирование было очень щедрым. Но после смерти Елизаветы Петровны работы остановились. Собор оставался недостроенным почти 70 лет.
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель елизаветинского барокко.
Сын обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744).
Для Растрелли весьма характерна композиция дворца в виде единого целого, без резкого выделения отдельных частей здания и его центральной оси.
Ритм фасада определяется мощным рельефом колонн и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары, чередующихся с оконными проемами. В этом сочетании прозрачности с массивностью - характерная особенность композиции дворца для Растрелли.

Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.

В Зимнем дворце Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников – все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад динамикой.
Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Взойдя на трон императрица Елизавета Петровна распорядилась "никаких заказов итальянцу не давать". Однако в результате именно ее правление стало периодом расцвета барокко в России. После смерти Елизаветы стиль барокко вышел из моды, привыкший к роскоши Растрелли испытывал серьёзные финансовые трудности и не мог найти заказчиков.

За сооружение дворца в Петергофе, Растрелли не получил никакой награды. Некоторые исследователи это объясняют происками любимца Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, первого министра. Он, как известно, был поклонником искусства рококо. Может быть, поэтому свой дворец он поручил строить С.И. Чевакинскому, хотя все дворцы знатным вельможам строил именно Растрелли.

В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
Растрелли был Обер-архитектором Елизаветы Петровны и крупнейшим представителем Елизаветинского барокко. Его постройки во многом до сих пор определяют образ Петербурга.
Чем знаменит:
Характерные черты, новаторские идеи:
Интересные факты:
Основные работы:
В 1754 году Растрелли создал проект ротонды для Новоиерусалимского монастыря. Это единственная в своем роде композиция шатрового перекрытия. Вся наружная поверхность шатра целиком усеяна мансардными выступами.

В 1752 Растрелли приступил к перестройке Екатерининского дворца – это одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. Поражает единство фасадных мотивов и отделки интерьера и насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом.
Строгановский дворец — дворец построенный по проекту Растрелли в 1753—1754 годах (старейшее не разрушавшееся его творение), один из образцов русского барокко.
В создании дворца участвовали М. Г. Земцов (предположительно), А. Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси.

Большой дворец (Петергоф) - первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 17141725 годах. По приказу Елизаветы дворец был перестроен (1745—1752) по модели Версаля, в стиле зрелого барокко.
Зимний дворец главный императорский дворец России. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени здесь размещена экспозиция Государственного Эрмитажа.
Автор фото: https://ru.wikipedia.org/
Автор фото: https://hramy.ru/