Архитектурные стили
Архитектурный словарь
Для того чтобы разбираться в сложном действительно стало проще, при составлении архитектурного словаря, я решила использовать небольшую хитрость.
Все архитектурные термины я разделила между направлениями в зависимости от того, как часто тот или иной элемент встречался в ту или иную эпоху, насколько он был для неё характерен.
Этот словарь поможет вам научиться ориентироваться в архитектурных стилях и отмечать важные детали сооружений, замечать особенности, на которые необходимо обращать внимание.
Архитектура готики
Контрфорс — вертикальное ребро, выступающая часть стены либо отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном.
Аркбутан — наружная каменная полуарка, которая необходима чтобы перенести усилия распоров со стен и сводов постройки на опорный столб (контрфорс).
Окно роза — большое круглое окно, застеклённое витражным стеклом и заполненное фигурным орнаментом, как правило, напоминающим лепестки цветка.
Нервюра — выступающее ребро готического крестового свода. Имеет как декоративную, так и функциональную ценность - в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод.
Вимперг — высокий остроконечный треугольный фронтон над порталом или оконным проёмом, обычно заполняется орнаментом.
Стрельчатая арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под углом.
Гаргулья — каменный или металлический выступ водосточного жёлоба, чаще всего скульптурно оформленный в виде мифологического персонажа и предназначенный для отвода стока вод.
Портал — декоративно оформленный вход в здание.
Перспективный портал — обрамление входа в виде "коридора" уходящих в глубину стены выступов.
Пинакль остроконечная ажурная башня с квадратным или многоугольным основанием и пирамидальным верхом. Обычно устанавливается на контрфорсах.
Каркасная система — совокупность строительных решений, которая позволила перераспределить нагрузку в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода в романской архитектуре, была заменена на систему контрофорсов и аркбутанов.

Это нововведение позволило архитекторам создавать более высокие сооружения с более тонкими, «ажурными» стенами, изрезанными огромным количеством окон. Окна в свою очередь заполнялись витражами и скульптурами.
Аркатура — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания. Основным видом является слепая аркатура, состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены.
Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)
Купол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере.
Сферическая крыша, наружный свод строения.
Пилястра — ложная колонна. Вертикальный выступ стены, который как бы изображает колонну, обычно имеет базу и капитель. Пилястра повторяет пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Эркер — выходящая из плоскости фасада часть помещения.
Может иметь один или несколько этажей.
Выступающая часть фасада называется ризалит.
Аркада — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные столбы — устои.
Столбы могут быть украшены пилястрами или полуколоннами.
Колоннада — ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады также могут представлять собой отдельные сооружения. Крытые колоннады называются Стоа.
Эпоха Возрождения является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующим ей стилям — романскому и готическому.
Особую роль в архитектуре эпохи Возрождения играют композиционные основы античной архитектуры: симметрия, рациональные пропорции, построение, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Для этой эпохи характерно наличие ордерных колонн, пилястр, арок, ордерных аркад. На смену асимметрии приходят симметричные, ротондальные и крестово-купольные постройки, формы полуциркульной арки и свода, полусферические купола и арочные ниши.
Руст, рустовка, рустик — рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами).
Архитектура Барокко
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании рисунка.
В орнаменте барокко присутствуют волюты, картуши, драконы, вазы, маскароны, ленты, изогнутые стебли растений.
Орнаменты делят на геометрический, растительный, зооморфный, или животный, стилизующий фигуры реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы, гербы.
Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.
Атланты (теламоны) – мужские скульптуры, которые использовались вместо колонн (они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия) или в качестве декора
Горельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
Кариатиды – статуи женщин, одетых в тунику, которые заменяют пилястры или колонны. Это архитектурный элемент, рождённый в Греции и нашедший отражение в стиле барокко.
Капитель — верхняя часть колонны или пилястры.
Может иметь разнообразный декор (волюты, завитки, растительный орнамент).
Балюстрада — ограждение лестницы, балкона или террасы состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой.
Балясины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Фриз — декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, венчающий или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Маскароны — каменные изображения в форме головы человека или животного анфас. Маскароны могли иметь комический, драматический или романтический облик. В эпоху барокко маскароны чаще всего носили гротескный характер.
Картуш — художественный мотив в виде обрамлённого завитками щита или полуразвернутого свитка бумаги, на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Фестон — декоративный элемент в архитектуре, который изображается в виде гирлянды, перевязанной лентами. Происходит от древнеримских украшений, когда листья, цветы или фрукты обвязывали лентами.
Филёнка — декоративный элемент, часть стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкое к прямоугольнику. Может заполняться орнаментом.
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании рисунка.
В орнаменте барокко присутствуют волюты, картуши, драконы, вазы; маскароны, ленты, изогнутые стебли растений.
Для архитектуры барокко характерны выгнутые или вогнутые фасадные поверхности, разорванные фронтоны, пышный скульптурный декор.
Декор в барокко базируется на объемных формах. Пластичные элементы декора переплетаются друг с другом, создают впечатление нагроможденности и нередко перегружают фасады зданий.
Классицизм и неоклассицизм
Антаблемент — балочное перекрытие "лежащее сверху на колоннах". Состоит из архитрава, фриза и карниза.
Архитрав — нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонн.
Фриз — средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор.
Карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
Коринфский ордер — характерной особенностью является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола или корзины, украшенной стилизованными листьями аканта.
Фронтон — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Тимпан — внутреннее поле треугольного фронтона.
Сандрик — небольшой карниз, над наличником оконного или дверного проёма. Утилитарная функция сандрика заключается в отводе дождевой воды от проёма; зрительная — в подчёркивании горизонтальных членений фасада.
Меандр — орнамент из ломаной под прямым углом линии.
Широко использовался в архитектуре классицизма и затем - ампира.
Кессон (ящичек, коробка) — небольшое углубление геометрической формы внутри арок и сводов. Обычно заполняется орнаментом или лепниной.
Дорический ордер — считается наиболее ранним греческим архитектурным ордером. Капитель состоит из эхина (круглой подушки) и квадратной абаки (плита, составляющая верхнюю часть капители колонны).
Ионический ордер — от более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций. Характерной чертой ионического ордера является капитель, дополненная двумя завитками — волютами.
Классическая архитектура отожествляется с возвратом к ордерной системе.
Ордер в переводе с латинского обозначает строй, порядок. Архитектурный ордер – архитектурная композиция, включающая определенные элементы, соединяющиеся друг с другом по определённым правилам. Все элементы выполнены в одном стилевом решении.

Всего в истории архитектуры существует три греческих ордера – дорический, ионический и коринфский и два римских – тосканский и композитный. Архитектурный ордер состоит из колонны или пилястры и антаблемента.
Триглиф — повторяющийся элемент фриза дорического ордера: вертикально стоящие каменные плиты с тремя желобами. Чередуется с метопами.
Метопа — прямоугольная плита с барельефом.
Антаблемент — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.
Архитрав — нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонн.
Фриз — средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом.
Карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
Портик — в классической архитектуре — выступающая часть здания, крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию и открытая с остальных трех сторон.
Пилоны — массивные невысокие столбы, служащие опорой для перекрытий либо стоящие по сторонам от входов. Наиболее распространены в архитектуре классицизма.
Ряд одинаковых пилонов называется пилонада.